dvkradinov (dvkradinov) wrote,
dvkradinov
dvkradinov

Categories:

10 величайших вымышленных городов в кино и литературе

С момента зарождения художественной литературы писатели любят создавать свои собственные города. Этим занимался Платон, Джонатан Свифт, Итало Кальвино, Анджела Картер – все они приложили руку к созданию вымышленных городов. А Стивен Кинг в свои преклонные годы расширяет наследие тихого городка Касл-Рок, оказавшегося в эпицентре его вселенной ужасов. Некоторые города, например, Готэм-сити, стали шедеврами творческого настроения. Другие - например, Лондон в «1984» Оруэлла - дают нам возможность со стороны взглянуть на наш собственный искаженный и запутанный мир. Вот десять величайших городов, ставших плодом фантазии их творцов.



Метрополис (фильм «Метрополис»)
Если бы Нью-Йорк проектировала разношерстная команда художников, мастерски владеющая искусством папье-маше, главный архитектор Вавилона и Дональд Трамп, то у них вполне могло получиться нечто вроде Метрополиса. В этом памятнике алчности и эксплуатации самые богатые граждане живут высоко над землей, а в городских подземельях безликие рабочие приносятся в жертву страшному Молоху. Столкнув резкий футуризм с древним мифом, режиссер Фриц Ланг создал первый великий город в кино. Бипланы и небоскребы в нем соседствуют с библейскими башнями. В декадентском районе Йошивара местные плейбои ведут себя так, будто стали свидетелями падения Рима. А в закопченных и мрачных подземельях сердитые рабочие замышляют революцию. Грандиозный, сложный и подавляющий Метрополис стал образцом современных антиутопий.



Пандемониум (Потерянный рай)
Созданная всего за один час Сатаной столица Ада, по словам Мильтона, подавляла своей порочной грандиозностью все города человечества. Стигийский собор, ставший попыткой преисподней создать собственную афинскую демократию, заседает посреди бурлящего хаоса, оторванный от мира людей. Пандемониум хоть и был создан падшим зодчим самого Творца Мульцибером, чтобы стать отражением архитектуры Рая, является не просто напоминанием о доме. Это прямой вызов божественному владычеству над миром. Слив воедино классическую архитектуру со сценами, вырванными прямо из Данте, Мильтон создал идеальный чертог для своего мятущегося антигероя Сатаны: грандиозный и величественный, но в конечном счете жалкий, как третьесортная империя из дерьма.



Современный Париж (фильм «Время развлечений»)
В этом фильме режиссера Жака Тати в полной мере отражено его отношение любви/ненависти к модернизму. В нем он в третий раз выступает в роли неуклюжего господина Юло. В Париже 1960-х годов с его острыми углами, прямыми линиями и жестко регламентированным порядком Юло попадает то в одну неприятность, то в другую, внося в окружающий его мир столь необходимую ему толику хаоса. Этот Париж - серый, он уничтожает человеческую душу, но в нем есть и некие следы красоты, особенно когда на улицах загораются огни, и он оживает. Фильм снимали в специально построенном для этих целей макете города (там была собственная работающая электростанция, система дорожного движения и даже пара небоскребов). Чудовищная сатира Тати настолько ярко показывает уродливость современных мегаполисов, что ее превозносят даже те, против кого она направлена.



Медный город (Фильм «Тысяча и одна ночь»)
Этот опустевший металлический город на равнинах Африки является центральным элементом в ужасной истории «Тысячи и одной ночи». О нем ходят страшные легенды; говорят, будто там живут духи злобных джинов, которых много веков назад победил в эпической войне Сулейман. Эти духи были пленены и посажены в крошечные сосуды, но они - далеко не мирные. Их гнев, курсируя по пустынным улицам, превратил это место в разрушенный город-призрак, куда отваживаются зайти только самые отчаянные. Будучи одним из первых примеров мифических городов в литературе, Медный город сохраняет свой поразительный литературный облик, а сказка о Медном городе является одной из лучших в «Тысяче и одной ночи».


Интерзона («Голый завтрак»)
Если бы Ганс Гигер взял с собой всю свою язвительность и провел неделю в одной камере с Францем Кафкой и Маркизом де Садом, возможно, тогда ему приснилось бы что-то наподобие «Интерзоны». Этот город, созданный на основе реального «интернационального города», который существовал в Танжере до 1956 года, не имеет какой-то топографической привязки, а является скорее плодом бешеного полета фантазии Уильяма Сьюарда Берроуза. Город населен людьми с нелепыми сексуальными отклонениями, садистскими наркодилерами, лицами, страдающими от внезапных приступов сумасшествия и эксгибиционистами-извращенцами. В этом городе проживают социопат доктор Бенуэй, миллиардер-извращенец Эй Джей и огромное число питающихся плотью многоножек. «Интерзона» является самым безумным и самым запоминающимся из когда-либо написанных произведений.



Изумрудный город («Удивительный волшебник из страны Оз»)
Далекая светлая мечта — Изумрудный город из страны Оз - стал для многих из нас первой разрушенной мечтой. Высокий, зеленый и сверкающий, если смотреть на него издалека, вблизи он «ничуть не зеленее любого другого города». Его жителей заставляют носить зеленые очки, чтобы эффект зеленого города сохранялся. Изумрудный город, построенный волшебником после его первого прибытия в страну Оз, оказался таким же ненастоящим, как и его творец: потрясающая картина лишь скрывает печальную правду. Однако когда город впервые появляется на горизонте (к нему тянется петляющая дорога из желтого кирпича), весьма трудно не поддаться магическому соблазну. Как и сам фильм, эта иллюзия сохраняется до тех пор, пока тебе хочется в нее верить. Появляется желание отправиться на поиски этого творения, а оно превращается в пыль.



Анк-Морпорк («Плоский мир»)
Суровый и гибнущий торговый город «Плоского мира», расположенный на берегах самой зловонной реки во вселенной, является скопищем воров, убийц, жестоких полицейских и всякого другого сброда из самых фантастических персонажей, которых только можно представить. Перед читателями открывается картина того, как город в течение 30 лет то воевал, то был захвачен паразитирующими существами, то находился под властью коррумпированных политиков и, наконец, вступил в современную эпоху. В городе создана университетская футбольная команда, появилась первая газета, почтовая служба, музыкальная группа и своего рода интернет. Этот бурлящий средневековой торговый город является сатирическим прообразом настоящего мира, а создан он с гораздо большим остроумием и изобретательностью, чем многие другие высококачественные работы.



Лос-Анджелес будущего («Бегущий по лезвию»)
Ничто из созданного кинематографом не сможет достаточно подготовить вас к тому, чтобы впервые увидеть Лос-Анджелес Ридли Скотта. Языки пламени поднимаются из черных от сажи башен, огни прожекторов рисуют в тяжелом воздухе неоновые арки, вдали мерцают огни, освещающие спешно перемещающихся жителей. И это еще не самый ужасный вид. На жителей смотрят огромные плакаты, футуристические пирамиды излучают блеклый оранжевый свет, а безжизненные потоки людей бродят по мрачным, мокрым от дождя городским улицам. Это и Токио, и Нью-Йорк, и Готэм-сити, и Метрополис, и горящие нефтяные поля Ирака вместе взятые. Этот образ города, оставивиший одно из самых невероятных впечатлений за последние 30 лет, по-прежнему отражает наше видение ненормального урбанистического творения и представляет собой один из самых мрачных образов современной научной фантастики.



Город старцев («Хребты безумия»)
В холодной пустыне Антарктики лежит разрушенный город. Покрытый льдом, он хранит тайну, которая старше всего человечества. Возможно, что-то еще более страшное находится в горах за этим городом. Город-призрак Говарда Лавкрафта, который, возможно, не так известен, как образы других его произведений, по своей запутанности и атмосфере безмолвия превосходит даже Аркхем и Иннсмут. Самый изобретательный автор «ужастиков» Новой Англии, находившийся под влиянием историй о мифических цивилизациях и охваченный грезами о неизвестных городах, использовал все известные ему приемы, чтобы от этого заброшенного южного мира бросало в дрожь. Здесь есть и внеземные геометрические фигуры, и призрачные изображения, и глубокие пещеры, и безглазые монстры. Множество ужасающих подробностей приводят читателя к леденящей душу развязке на последних страницах. Темный и страшный Город старцев сохраняет свой облик в сознании читателей еще долгое время после прочтения произведения.



Нью-Токио («Акира»)
Существовало ли еще где-то место, более пораженное недугом, чем Нью-Токио? Неоновый монстр, построенный на развалинах японской столицы и контролируемый жестокой армией, переполнен байкерами-головорезами. Он управляется мерзкими политиками. В радиоактивной тени огромных небоскребов население живет отчаянной жизнью наркозависимости, насилия и похоти до того момента, когда город становится полем битвы воюющих богов. Сумасбродные идеи, являющиеся плодом больной фантазии Джеймса Балларда, похожи на галлюцинации японского бродяги. Нью-Токио уничтожает все темные уголки города, превращая свою территорию в один сверкающий и гудящий мегаполис. Фильм и шеститомный роман с иллюстрациями, в котором детально описывается судьба города, наверное, представляет собой самое приближенное к реальности произведение научной фантастики.

Источник
Tags: будущее, города
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments