dvkradinov (dvkradinov) wrote,
dvkradinov
dvkradinov

Петр Петрович Иванов

Оригинал взят у marina_klimkova в Петр Петрович Иванов
Исполнилось 127 лет со дня рождения первого директора Моршанского историко-художественного музея - коллекционера, художника, археолога Петра Петровича Иванова. Его необычная судьба являет удивительный пример служения отечественной культуре.

Петр Иванов родился в Моршанске 29 мая 1886 года в семье рабочего. Как все дети своего сословия он с девяти лет стал работать, помогая отцу лудить и паять, поступил учиться в начальную трехклассную школу и, окончив ее, устроился моляром в земскую больницу. Но было одно свойство характера, которое выделяло его из круга сверстников – прирожденная любознательность, стремление познать окружающий мир через красоту. Если у Петра появлялось свободное время, то он полностью предавался двум любимым увлечениям: писал масляными красками пейзажи и натюрморты, читал книги по истории, археологии и искусству.

Петр Петрович Иванов. Фото 1920-х гг.


С 18 лет Иванов серьезно занялся коллекционированием. Впоследствии он любил вспоминать о первом экспонате своего собрания – кремневом наконечнике стрелы, подаренном ему ближайшим родственником. Этот подарок побудил юношу перейти от теории к практической археологии, и он начал совершать походы вокруг города, внимательно осматривая берега Цны. Позднее он стал предпринимать и более дальние экспедиции, которые пополняли его коллекцию древними вещами.

1906 год был решающим в судьбе Иванова – он впервые показал свои живописные работы на художественной выставке в Нижнем Новгороде, а через год принял участие в выставке Московского общества любителей художеств. Успех московской экспозиционной деятельности и сам город произвели на молодого художника такое огромное впечатление, что он решил переехать в Москву.

Москва щедро делилась своими духовными сокровищами с пытливым и энергичным провинциалом. Особо притягательными для Иванова были музеи, в которых он проводил все свободное время. При этом большую часть своих сил ему приходилось отдавать работе в магазинах в качестве художника-оформителя, поскольку требовались средства не только для жизни в большом городе, но и для приобретения материалов, книг и новых экспонатов для своей коллекции. Каждое лето Иванов приезжал в Моршанск, где писал этюды с натуры и предпринимал археологические экспедиции, а на зиму снова возвращался в Москву.

Сохранилось более 300 картин, написанных П.П. Ивановым (многие из них хранятся в Моршанском историко-художественном музее). На небольших по размерам полотнах предстают по-домашнему уютные уголки родной природы. Как правило, они теплы и солнечны, полны жизненности и оптимизма. Столь же просты и незамысловаты их названия: «Скворцы прилетели», «Весенний разлив», «Берег весною», «Дубы», «Стога», «Зимою в деревне», «В конце осени»... В них хорошо чувствуется душа художника, влюбленного в красоту окружающего мира.

С 1912 года Иванов стал ходатайствовать об открытии музея в Моршанске, но осуществить мечту ему удалось лишь через 6 лет спустя. И вот, наконец, в апреле 1918 года начал действовать Моршанский народный музей – первый уездный провинциальный музей, открытый в первый год советской власти. Его фонды поначалу  насчитывали более 2000 предметов  из личного собрания Петра Петровича и лишь 144, переданных различными лицами и организациями.

Другими источниками музейных поступлений в тот период стали закрывавшиеся церкви, разорявшиеся дворянские усадьбы и богатые купеческие дома Моршанского уезда. Неутомимый собиратель Иванов не мог мириться с тем, что художественные ценности расхищались или уничтожались, поэтому он совершал поездки по селам, собирая бесценные экспонаты и разъясняя крестьянам, что нельзя уничтожать памятники искусства в бывших помещичьих владениях. Здесь следует отметить, что благодаря сотрудничеству  П.П. Иванова, эмиссара А.А. Семенова, директора Моршанского архива М.А. Хрущова в первые годы советской власти Моршанск заметно выделялся среди городов Тамбовской губернии своей деятельностью по спасению культурных ценностей. Несмотря на отсутствие специалистов, средств и удобных помещений, в атмосфере полного самоотречения эти люди смогли собрать и сохранить для потомков многие бесценные памятники истории и культуры, ныне украшающие экспозиции музеев Моршанска, Тамбова  и Москвы.

Листая архивные документы, не перестаешь удивляться энергии и неутомимости Иванова. То он спасает гербарий российской флоры (из коллекций известных ботаников Вагнера и Мережковского); то делает запросы в губернский отдел по делам музеев: как можно приобрести труды историка И.И. Дубасова и Тамбовской ученой архивной комиссии. То он просит Тамбовский отдел народного просвещения выдать ему разрешение на отправку по железной дороге или провоз на лошадях костей мамонта, книг и предметов старины – всего до 3-х пудов весом. То он посещает семьи бывших купцов и промышленников, внимательно осматривает их дома и старые сараи, уговаривает передать в музей старые фамильные портреты. Вместе с тем, вездесущий директор музея своими руками и по собственным чертежам мастерил витрины, проводил экскурсии, занимался издательской деятельностью.

На протяжении всей жизни Иванова никогда не покидало юношеское увлечение – он продолжал заниматься археологией, доводя свои знания и умения в этой области до высокого профессионального уровня. В 1927–1937 годах под его руководством был предпринят ряд экспедиций по открытию стоянок, селищ, городищ и погребений мордвы, населявшей в древности земли Тамбовщины. Иванов никогда не мыслил свой музей простым хранилищем древностей. Он хорошо понимал, что памятник культуры, о котором никто не знает, не имеет никакой ценности. Поэтому собранный им археологический материал он сам расчистил, законсервировал и подготовил к экспозиции – для всеобщего показа. Позднее, в 1952 и 1969 годах, его образцовые по качеству дневники экспедиций были изданы в виде книг: «Крюковско-Кужновский могильник» и «Средне-цнинская мордва VIII–XI веков».

П.П. Иванова умер военным летом 1942 года, но до сих пор в Моршанском историко-художественном музее ощутимо его незримое присутствие. Каждый экспонат хранит на себе печать любви первого директора-собирателя. До 2000-х годов в маленьком музейном дворе посетитель сразу оказывался в мире предметов старины. Давно на площади города был снесен памятник его основательницы – Екатерины Великой, но ее бронзовый бюст, некогда венчавший тот монумент, не позволял забыть первые страницы истории Моршанска. Давно река Цна перестала быть судоходной, но громадные якоря на ступенях музея говорили о былой славе некогда купеческого центра России. Давно был разрушен старинный Софийский собор, но крест с его главы являелся немым укором и памятью о свершившемся. Все эти уникальные предметы – живые свидетели не только истории края, но и жизни Петра Петровича Иванова, неутомимого собирателя, создавшего лучший музей Тамбовщины.

П.П. Иванов. Фото 1920-х гг.
П.П. Иванов. Фото 1920-х гг.

П.П. Иванов читает лекцию на раскопках. Фото 1930-х гг.
П.П. Иванов читает лекцию на раскопках. Фото 1930-х гг.
Tags: история, моршанск, россия
Subscribe

  • Мои твиты

    Чт, 22:12: Конец трудовой недели обещает быть насыщенным и оччччччень длинным. И вечером - родительское собрание! Но мы справимся! А сейчас -…

  • Мои твиты

    Ср, 23:02: Говорят завтра к вечеру +1, а в понедельник весна, говорят! Мечтайте, и пусть вам приснятся хорошие сны! Спокойной ночи, хорошие…

  • Мои твиты

    Вт, 22:07: МЧС: Ночью с 23 на 24 февраля на территории области местами ожидается понижение температуры воздуха до 34 градусов мороза. Будьте…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments