Разрез «Молодёжный» – крупнейшее угледобывающее предприятие Карагандинского района. На данный момент на нём добывают 7 000 000 тонн угля в год.
Когда-то здесь была степь и ничто не предвещало беды
Теперь здесь огромный карьер, где уже 30 лет добывают уголь круглые сутки. Говорят, что угля хватит еще лет на 50.
Угленосная свита месторождения включает три пласта угля суммарной мощностью 44,5 м. Угли пластов высокозольные (свыше 40% золы), труднообогатимые, теплота сгорания сравнительно невысокая. Основная часть продукции поставляется на энергетические станции, входящие в состав группы Казахмыс.
Проектная мощность разреза – 10 000 000 тонн в год
Для перевозки угля используются БелАЗы грузоподъемностью до 130 тонн
Экскаваторы используются тоже немаленькие. Например, этот ковшом может за раз загрести до 12 тонн угля
Человек на фоне выглядит крошечным
В кабине
Погрузка
Детальная разведка месторождения Борлы была проведена Гапеевской экспедицией в 1979-1981 годы. Были выявлены три угольных горизонта со средней мощностью пластов 8,8; 22,3 и 26,6 м и угленасыщенностью соответственно 25, 65 и 65%. Средний коэффициент вскрыши составляет 2,0 м3/т. Максимальная глубина залегания пластов составляет 225 м. Угли труднообогатимые с зольностью от 39 до 47%, пригодные к использованию только в качестве энергетического топлива.
Сегодня коллектив разреза «Молодежный» состоит из 1150 человек, включая работников социальной сферы. Работают вахтовым способом через 5 дней. Рабочая смена – 11 часов. Около 70 процентов работников – местные, из поселка «Молодежный» и окрестных сел, а 30 процентов приезжают из Караганды и других отдаленных мест. Средняя заработная плата – около 44 тысяч тенге, а машинисты экскаваторов, водители автосамосвалов получают 90-100 тысяч тенге. Рассматривается вопрос об увеличении средней зарплаты до 50 тысяч тенге.
Экскаватор питается от 6 кВ кабеля
Ковш
По технологическим дорогам в разрезе постоянно курсируют поливалки, но в жару поливалки не справляются и все равно стоит пыль
В кабине БелАЗа, как в кабине любого другого грузовика
Отправляемся на разгрузку
В день БелАЗисты делают примерно по 35 рейсов
Уголь
Водитель вахтовки
На разрезе также работают шагающие экскаваторы, производительность которых выше, чем у обычных
С виду это 5-этажный дом со стрелой
Пётр и экскаватор
Дмитрий и ковш
Внутри экскаватора
Вот так эти махины выглядят со стороны
Ну и конечно, никакой карьер не обходится без взрывов. Поэтому стандартным атрибутом любого разреза является буровая установка. В этот раз подрыв породы нам посмотреть не удалось, он был за день но нашего приезда.
Напоследок ещё несколько фотографий
Journal information